Новости
Настя из страны Эолис, часть 2
Итак, Настино «вранье» про ЭОЛИС имеет под собой фундамент столь же реальный, сколь реальны фундаменты в экспериментальном Лисичкине. Но учительница Марианна Борисовна, когда Настя упрямо утверждала, что ЭОЛИС существует, про это еще не знала и потому оказалась перед зрителями в смешном положении. Ведь она даже послала записку Свете, старшей Настиной сестре, чтобы та пришла в школу: нужно же как-то маленькую выдумщицу образумить и отрезвить!
Жаль, что эпизоды Настиного фантазирования на уроке авторы немного затянули, стилистика фильма, на мой взгляд, давала возможность найти иной, более тонкий прием для характеристики девочки. Сейчас, когда Настя подробно и откровенно излагает свои заветные мечтания перед всем классом, сцена выглядит психологически несколько перегруженной. Вероятно, создатели ленты, увлеченные контрастом между Настей и остальными учениками, не заметили, что это превращается в навязчивую демонстрацию исключительности их героини.
Постепенно Марианне Борисовне, молодому, «думающему» — так принято называть — учителю, все становится понятным, а образ Настиной мечты проясняется также и для нас. Обрастает подробностями и, главное, раскрывается значение Настиной способности мечтать для действительной жизни, для нас с вами, молодых и старых зрителей картины.
В том, как это происходит, в самом способе развертывания киносюжета, и состоит игра авторов фильма со зрителями, цель которой, по-моему, в следующем: фантазии Насти оказываются в таком же отношении к действительности, в каком ЭОЛИС, воображаемый Настей, находится к ЭОЛИСу настоящему — мечты и действительность совпадают, хотя и не точка в точку.
Возмущенная Настиным враньем, учительница пришла к Рябининым, чтобы поговорить со Светланой (Н. Гвоздикова) о ее младшей сестре. Но пока Светлана находится в ванной, Настя рассказывает Марианне Борисовне, что у Светы ужасное горе: уже год, как у нее пропал жених, и девушка каждый вечер в девять часов открывает балконную дверь в надежде, что он, как бывало, приедет за ней на мотоцикле. По словам Насти, Светин жених — летчик — врезался в «летающую тарелочку»... в какое-то летающее тело, одним словом. Врезался, сообщил, что пропадает без вести, и действительно пропал.
Марианна Борисовна слушает, вежливо улыбается и качает головой: бедная девочка — безнадежная врушка. Но вот часы показывают девять. Света вдруг спохватывается, прерывает едва начатый разговор и открывает балконную дверь. И тут же внизу затарахтел мотоцикл... Учительница, естественно, удивлена. А тут новая неожиданность — по срочному вызову министра на один день приезжает из ЭОЛИСа Настина мама. Она рассказывает дочерям, что в ЭОЛИСе весна, цветут тюльпаны. И что там она видела удивительного зверя: зверь огромен, как крокодил, а бегает, как антилопа. Антилопу, впрочем, Настина мама тоже видела. Бедная Марианна Борисовна в полном смятении...
Так как учительница теперь не знает, где правда, а где вымысел, то, встретив приезжавшего в тот вечер на мотоцикле к Свете Сашу Жарикова в метро, она приглашает его в школу для встречи с ребятами (он ведь интересный человек, летчик!).
Саша соглашается, бедная же Настя, узнав об этом, в отчаянии: что будет делать Саша Жариков? Ведь на самом деле он никакой не летчик. Он неизвестно кто!
Черная пантера утешает девочку. А Настя мучается: ведь пионер — настоящий друг. Ей так хочется стать пионеркой, а она подвела своей вредной, нечаянной выдумкой бедного Сашу!
Но тем временем в классе Саша Жариков рассказывает... про самолеты. И как рассказывает! В фильме содержание его увлеченного рассказа передано не словами, а кадрами: в небо поднимаются самолеты. Сняты они так, что напоминают странные, но живые существа. Со своими косыми крыльями и серебристыми овальными телами они как бы воплощают разум и упрямую силу полета. Операторы Б. Середин и А. Яциневичус нашли удачные ракурсы, которые привычным для нас машинам придают черты необычной сказочности.
Значит, Насте повезло, и Саша Жариков — летчик? Ничуть не бывало: он заправщик на аэродроме, а сам, хоть и влюблен в самолеты, никуда не летал. Но Настя спасена: снова ее выдумка оказалась не вразрез, а рядышком с действительностью. Снова авторы сыграли на неожиданном совпадении фантазии и реальности. Доступно новое Гидра зеркало Свежое зеркало
- Профнастил
- Хабиров против проституции
- Выбираем угловой детский стеллаж
- Мрачный (темный) романтизм: символизм в творчестве "проклятых поэтов"
- Мышь - начальники и подчиненный
Все новости