Новости

Мрачный (темный) романтизм: символизм в творчестве "проклятых поэтов"

Вторая половина XIX века. Во французском художественном движении появляется такое явление, как декаданс. Этот период характеризуется настроениями безнадежности, разочарования, упадка, кризиса и иррациональности бытия. Да и не удивительно: общественная жизнь сопровождалось постоянными революциями, переворотами и неоднозначными бурными движениями (как-никак целый век люди боролись с навязчивой монархией). Ближайший декаданс вжился в символизме, а художников, творивших в этом направлении, назвали "проклятыми поэтами". Позже Поль Верлен напишет одноименный сборник статей ("Les Poetes maudits"), посвященную обездоленным собратьям по перу, от которых отрекались, потому что они, видите ли, не восприняли тогдашнее буржуазное общество, и не желали вписываться в общепринятые рамки. Чаще всего поэты-декаденты прибегали к приему внушение (суггестия) определенных мыслей.

Шарль Бодлер (1821 - 1867) - "французский Эдгар По в поэзии» (как по мне) - не самый известный представитель из когорты поэтов, которых не понимали, и просто талантливый человек, чья судьба сложилась не лучшим образом. Следует отметить, что Шарль появился на свет, когда отцу было уже 60, А матери - 28, и именно от отца он унаследовал любовь к литературе и искусству. В начале своего творческого пути Бодлер был заядлым революционером: публиковал статьи, посвященные событиям "Весны народов", в радикальной парижской газете. Но с годами он начнет чувствовать отвращение ко всему, что так или иначе имеет связь с политикой (видимо, это было связано с поражением революции). Так появляется его известный лирический сборник - "Цветы зла". В этот период его охватывает острый душевный кризис:

"В каждом человеке есть стремление: одно направлено к Богу, другое - к Сатане. Зов Бога, или духовность - это стремление внутреннего подъема; зов Сатаны, или животность, - это наслаждение от собственного падения" (С его дневника).

Наиболее отчетливо мрачное мировоззрение Бодлера проявляется в его magnum opus (вышеупомянутый сборник стихов), над которым он работал на протяжении всей своей жизни. Заголовок "Цветы зла" можно растолковать с помощью антитезы: Красота и Дрянь (ей-богу, автор не тешил себя иллюзиями, а видел прекрасное сквозь призму серости и затхлости будней). Во всех шести циклах сборки ("Сплин и идеал", "Парижские картины", "Вино", "Цветы зла", "Бунт и Смерть") поэт обнажил недостатки, противоречия и грехи тогдашней французской эпохи:

А наибольший резонанс Бодлер достиг в стихотворении "Литании Сатане", где он прославляет красоту и величие Люцифера (это как восхвалять Нечистого христианскими молитвами).

Поль Верлен (1844 - 1896) - выдающийся поэт-импрессионист и символист, за свою жизнь признан "принцем поэтов". Свой творческий путь начинает в 14 лет, большое влияние на него как художника производят работы В. Гюго, того же Бодлера и др. В период Парижской коммуны поэт был вынужден скрываться от репрессий и кровавого террора, тогда же он увлекся алкоголем. Роковую роль в этом сыграла еще и дружба с А. Рембо (о нем чуть позже).

На деньги выдает свою самую лучшую сборку "Сатурнические поэзии". Такое название не случайно, ведь в древности считалось, что тот, кто родился "под знаком Сатурна", будет с горькой судьбой и "волнующим воображение".

Артюр Рембо (1854 - 1891) - живой неординарный парень-поэт (кстати, считается предшественником сюрреализма), который умер в возрасте 37 лет, а все его вдохновение ушло на нет, когда ему было 21. Через своенравный характер и разногласия с матерью (суровой консервативной женщиной) сбежал из родительского дома сначала в Париж, где он и познакомился со своими друзьями и будущим путешественникам Полем Верленом, который ради странствий оставил свою семью и детей. В течение своих путешествий юноши вели довольно раскованный образ жизни, будучи лакомыми к употреблению наркотиков и женщин легкого поведения. В общем, на творчество Рембо влияют стихи Бодлер, а также франко-прусская война, которую он встретил в свои шестнадцать.

В частности, Рэмбо известен также своей символистской поэзией, как "Бал повешенных".

Ни один из "проклятых поэтов" не имел славы при жизни: все они опережали свое время, и никто из них не был признан тогдашним обществом. Еще два века назад их считали богохульниками, аморалиста анархистами, а уже сегодня - это мастера декаданса и "темного романтизма". как открыть казино

 


 

Все новости